Искатели приключений

Подавляющее большинство владельцев яхт ограничивается привычными направлениями: летом — Средиземное море, зимой — Карибы. Но находятся и такие личности, которые живут для того, чтобы расширять границы и регулярно отправляться на поиски неизведанного, таинственного и манящего. Именно они — двигатели популярного в наши дни кораблестроительного направления, занимающегося созданием экспедиционных яхт, или эксплореров.

Практически каждая яхта с большими баками и трансокеанским запасом хода может путешествовать вокруг света. Но настоящему эксплореру в этом нет равных в силу особого дизайна и конструкции. В результате эти суда в значительно большей степени подходят для длительных круизов. Многие называют их морскими «вездеходами» и наделяют их суровым духом, как джип Hummer.

У владельцев эксплореров особый характер. Они искатели приключений и предпочитают фрирайд в Канаде медленному катанию в Гштааде, а плавание с аквалангом на Мальдивах для них важнее вечеринки в Сен-Тропе. Именно благодаря этим людям настоящие экспедиционные яхты начали появляться на свет, и они же превратили это направление в целую индустрию.

Универсального подхода к описанию концепции эксплорера нет. Кому-то не нравится повышенная «брутальность» и даже некоторая грубость экстерьеров. Другие же, напротив, восхищаются мореходными характеристиками, достигнутыми за счет такого облика. А также практичностью, внутренними объемами и почти безграничными возможностями для исследования мира. Основная идея состоит в том, что эксплорер — это универсальная яхта с трансокеанским запасом хода, практичная, функциональная, с прочным, надежным корпусом и неприхотливая в обслуживании.

Впервые определение «эксплорер» было использовано в 1988 году в рекламе в одном американском журнале. Но яхты подобного формата, естественно, существовали задолго до того. Изначально они представляли собой переделанные траулеры, коммерческие и исследовательские суда. Сейчас же у них более современный и стильный экстерьер. Есть даже такие владельцы, которым просто по душе облик эксплореров, но они далеки от чересчур рискованных путешествий, предпочитая проверенные маршруты в Средиземном море.

Конверсия

Началась история эксплореров, как мы уже отметили выше, с переделки коммерческих судов в частные роскошные суперъяхты. Такова судьба корабля Bart Roberts, построенного в 1963 году для канадской береговой охраны. Спущенный на воду в 1974 году советский ледокол-буксир был превращен в яхту Giant. Еще один буксир, 88,5-метровый Arctic получил название Arctic P, когда его приобрел и переделал австралийский магнат Керри Пэкер. А второй корпус этой платформы Simpson сначала был перестроен французом Джеком Сеттоном в Simpson S, а затем сменил название на Lone Ranger, когда его владельцем стал американец Дэвид Льюис.

Amazon Express, построенный в 1966 году как рыболовное судно (за дизайн экстерьера отвечал тогда молодой Эспен Оэйно), и океанографический корабль Amadeus — еще два примера конверсий. Буксир Itasca стал собственностью бывшего министра финансов США Уильяма Саймона, работавшего с президентами Ричардом Никсоном и Джеральдом Фордом. Надстройка голландского буксира Clyde была в результате перестройки почти полностью изменена, а яхта получила имя Seawolf. Когда Нидерланды устроили распродажу рабочего флота, многие из судов стали частными яхтами — например, Altair, Elanymore, Capella C, Intuition II, Nadir и Vega. Метеорологические суда тоже подвергались конверсии, самое запоминающееся — Salem. Список можно продолжать до бесконечности, тем более что он постоянно пополняется.

Частные экспедиционные яхты

Не все современные эксплореры являются результатом конверсии. Многие строились с нуля владельцами-энтузиастами, желающими путешествовать стильно, красиво и при этом вдалеке от шума и суеты. Одна из таких яхт — 56-метровая Turmoil, спущенная на воду верфью Royal Denship в 2006 году. Она имеет 6500-мильный запас хода и укрепленный для плавания во льдах корпус, а также оборудована винным шкафом на 4000 бутылок, двумя лифтами и оружейной комнатой с винтовками, чтобы можно было отбиться от медведей, если вдруг что. Ее первым владельцем был ныне покойный Гари Коумер, основатель сети магазинов Lands' End. До этого он в течение 10 лет бороздил моря на 46-метровой яхте Palmer Johnson. А еще раньше у него было несколько парусников. Все эти яхты назывались Turmoil — в честь британского буксира, который спас экипаж тонущего американского торгового корабля в 1952 году в Ла-Манше. Новейший Turmoil образца 2006 года — один из лучших эксплореров в истории. На его борту имеются три тендера: один 10 м и еще два — по 8 м. 50-метровая Shandor была построена в 1986 году в Германии под именем Margaux Rose по заказу миллиардера Джанни Аньелли. Она претендует на звание первого в истории эксплорера, который был создан с нуля, а не переделан. Аньелли, знаменитый президент Fiat и бонвиван, любил путешествовать в безопасности, окруженный комфортом и роскошью.

75-метровая Leander G — еще один солидный, величественный эксплорер. Построенный в 1992 году, он принадлежит бизнесмену Дональду Гослингу, который несколько раз отдавал яхту британской королевской семье в личное пользование. За год до Leander G была спущена на воду яхта Eco (теперь — Enigma), дизайн которой в одной британской газете назвали возмутительным. Ее экстерьер от Мартина Фрэнсиса с особыми бортами, огромной кормовой площадкой и культовой формой окон до сих пор (спустя более чем 20 лет после спуска) выглядит уникально. К тому же на борту были установлены три водомета, пара дизельных моторов и газовая турбина. Первый владелец Eco мексиканец Эмилио Аскарага говорил: «Я очень закрытый человек, стараюсь не стоять в порту. Но когда все-таки туда захожу, хочу, чтобы мое присутствие чувствовалось через яхту».

Но есть один владелец, который использует свои эксплореры, пожалуй, наиболее нетрадиционным способом. Речь о принце Халеде бин Султане, старшем сыне наследного саудовского принца Султана. Его масштабная флотилия экспедиционных яхт именуется Golden Fleet. Она состоит из 80-метрового эксплорера Golden Odyssey, корабля сопровождения Golden Shadow с собственным гидропланом Golden Eye, а также спортивного судна Golden Osprey. Принц Халед озабочен проблемами окружающей среды и судьбой океанов, поэтому спонсирует многочисленные программы по изучению морей. Он отдал свои яхты в распоряжение фонда Living Oceans, и теперь Golden Fleet используется для проведения различных исследований в Полинезии, на Гавайях и в Красном море.

«Фонд существует уже 11 лет, на его счету множество важных экспедиций, — говорит принц Халед. — Golden Fleet выступает интегральной частью исследований, и я рад, что флотилии нашлось полезное применение». В настоящий момент фонд Living Oceans запустил пятилетнюю программу Global Reef Expedition, цель которой — нанести на карту мира и исследовать все коралловые рифы.

Энтузиасты

Еще до принца Халеда в мире находились люди, посвятившие свою жизнь исследованию океанов. Многие из них имели собственные яхты. Самый известный — Жак Кусто. В 1951 году великий француз нашел на Мальте свой знаменитый корабль Calypso. Этот минный тральщик ВМФ Великобритании изначально был спущен на воду под названием J-826, а после Второй мировой войны он служил паромом между Мальтой и островом Гоцо. Кусто договорился о буксировке корабля на верфь в Антиб, где он был перестроен в океанографический эксплорер и оснащен носовым отсеком для подводного наблюдения с восемью иллюминаторами, оборудованием для дайвинга, исследований и съемок, а также вертолетной площадкой.

Еще один знаменитый путешественник Стив Дэшью является к тому же и дизайнером яхт. Он не был доволен качеством строившихся эксплореров, поэтому вместе с женой Линдой решил разработать свои, пригодные для длительных странствий. Так на свет появились круизные яхты Beowulf, Sundeer, Deerfoot и Wind Horse. Их дизайн минималистичный, практичный и даже спартанский. По мнению Стива и Линды, люди получают удовольствие от самого путешествия, а не от внешнего вида судна, которое должно быть функциональным и эффективным.

Новая эра эксплореров

Джек Сеттон, представитель новой эры владельцев эксплореров, в погоне за мечтой о путешествиях построил в 1999 году на верфи Kusch Yachts 59-метровую Senses. До того он участвовал в переделке коммерческого буксира в яхту Simpson S. Брутальный экстерьер Senses контрастирует с современным интерьером от Филиппа Старка. На борту имеются вертолетная площадка, снаряжение для дайвинга, 13-метровый тендер Nelson (гости могут садиться в него непосредственно с главной палубы благодаря специальной системе спуска-подъема), 8,5-метровый парусник Herreshoff, катамаран Hobie, 8-метровая спортивная лодка для рыбалки, 7,5-метровый RIB-катер, водные мотоциклы. Укрепленный по стандартам Ice Class корпус делает Senses одной из немногих яхт, доступных для чартера на 75-м градусе как северной, так и южной широты. Несмотря на не слишком объемный интерьер, в жилой зоне могут разместиться до 10 гостей. Неудивительно, что один из совладельцев Google Ларри Пейдж выкупил яхту за 45 $ млн сразу же, как только ее бывший владелец новозеландец Дуглас Майер выставил ее на продажу.

Впрочем, эксплорер не всегда означает возможность путешествовать всюду без ограничений. Владельцу 113-метровой Grand Bleu пришлось отменить запланированный визит в Новую Зеландию из-за того, что на яхте жил африканский серый попугай. Судно должно было отправиться с Тонга в Новую Зеландию, когда об этом стало известно. Дело в том, что эти попугаи являются потенциальными переносчиками 15 штаммов птичьего гриппа. В итоге, согласно сообщениям СМИ, проблема была-таки решена. По одной версии, попугая по прибытии в Новую Зеландию отправили на карантин, а с владельца взяли залог 1 млн новозеландских долларов. По другой — так как попугай оставался в клетке и не покидал яхту, ограничения так и не вступили в силу.

Еще один неординарный эксплорер — 126-метровый Octopus (построен верфью Luerssen, экстерьер от Эспена Оэйно, интерьер от Джонатана Куинна Барнетта) принадлежит Полу Аллену из Microsoft. На его верхних палубах разместились два вертолета (один в носовой части, другой — в кормовой), а в гараже находится 19-метровый тендер, один из семи катеров, имеющихся в наличии. Также Octopus располагает двумя подводными лодками и просторным бассейном.

В 2009 году со стапелей верфи Luerssen в Рендсбурге сошла 75-метровая Northern Star. Ранее ее владельцу принадлежала 63-метровая яхта с таким же названием, которую теперь переименовали в Polar Star. Капитан Northern Star Крейг Фрэнкс считает, что этот эксплорер — один из лучших в мире. «Мы можем путешествовать по несколько месяцев без необходимости причаливать, потому что свежие продукты могут быть доставлены на вертолете, — говорит Фрэнкс. — Яхта спроектирована для круизов в холодных морях и оснащена укрепленным корпусом, классифицированным по Ice Class». Его любимое место для путешествия на эксплорере — Льюиспорт, что на острове Ньюфаундленд. Из города, расположенного рядом с устьем реки Эксплоитс, рукой подать до прекрасных мест для охоты и рыбалки на лосося.

Среднеразмерные эксплореры

Помимо сверхкрупных Senses, Luna, Force Blue, Grand Bleu и Octopus, существует большой класс среднеразмерных эксплореров, появление которых установило новые стандарты мореплавания. Так, например, 50-метровая Tribu со стальным водоизмещающим корпусом была построена для Лучано Бенеттона на верфи Mondomarine. Еще одна выдающаяся яхта — 48-метровая T6. Она обладает таким запасом хода, что для полного огибания земного шара ей нужно всего три дозаправки! Marco Polo и Mazu, дизайн которых выполнен Роном Холландом в классическом стиле, имеют инновационную и практически бесшумную систему пропульсии с одним двигателем.

Владелец 36-метровой Arcadia поручил Тони Кастро, отвечавшему за дизайн судна, совместить желаемый экстерьер с большим запасом хода, необходимым для экспедиционной яхты. Arcadia — водоизмещающая яхта, поэтому скорость не была приоритетом. Основными приоритетами владельца были автономность и мореходность. Дизайн оптимизирован под крейсерскую скорость 11,75 узла. Для этого нужно было разместить на борту топливные баки на 42 000 л, из-за этого создалась большая разница между массой пустой яхты и с полной загрузкой. Чтобы избежать качки, Кастро нагрузил судно балластом с водой и добавил стабилизаторы.

59-метровый эксплорер Ulysses отличается необычно большим количеством гостевых кают — их восемь, и рассчитаны они в общей сложности на 19 гостей. Яхта, спущенная на воду верфью Trinity Yachts в 2006 году, оборудована подводной лодкой, вертолетной площадкой, компрессором и оборудованием для дайвинга, а также двумя обзорными вышками.

«Карманные» эксплореры

Порой самые длительные путешествия совершаются отнюдь не на гигантских судах, а на компактных. В последнее время вошли в моду так называемые «карманные» эксплореры. Один из таких разработан верфью Cantiere delle Marche и дизайнером Серджо Кутоло. 26-метровая модель Darwin 86 имеет объемный интерьер, в котором 350 кв. м отведено под жилые и социальные зоны. С технической точки зрения эксплорер очень продвинутый: у него оптимизированный корпус, гарантирующий запас хода в 7000 морских миль на скорости 10 узлов.

Новые тренды

Эксплореры продолжают развиваться. Не проходит и дня без новостей о появляющихся интересных проектах. Прогресс достиг такого уровня, что каждая новая яхта готова совершить мини-революцию в мире кораблестроения. Дизайнер Филипп Бриан создал целую концепцию эксплореров инновационного типа — Vitruvius, моторных яхт, имеющих узкие и эффективные корпуса, более свойственные парусникам. Экономия топлива в случае с дебютным судном проекта Exuma составила порядка 30 % по сравнению с конкурентами. Следом верфь Picchiotti построила 55-метровую Galileo G, чей корпус был специально укреплен для путешествий в Арктике и Антарктике. Сейчас ведется строительство третьего судна Vitruvius — 73-метрового с гибридным двигателем.

Эксплореры привлекают многих владельцев возможностью сбежать от суеты, стрессов и будней. «Я построил для себя суперъяхту, потому что благодаря ей обрел высочайшую степень свободы, — говорит владелец 45-метровой Big Fish Ричард Битти, который посетил на ней едва ли не все уголки Земли. — Big Fish ждет меня всегда, когда мне захочется провести время с семьей или друзьями или просто попутешествовать, увидеть что-то новое».

Битти — протагонист развития эксплореров. Он основал компанию Aquos Yachts, ориентированную на создание достойных продолжателей традиций Big Fish. У Битти за годы работы над первой яхтой сложились отличные отношения с дизайнером Грегори Маршаллом, который овладел технологией обширного остекления. Она позволяет делать окна от пола до потолка практически без перекрытий и открывает фантастические виды. Ради них-то люди в основном и отправляются в путешествие. Вдобавок в фальш-бортах предусмотрены специальные сборные секции, чтобы создавать еще лучший обзор. Все открытые палубы Big Fish облицованы камнем, поэтому гостям не приходится снимать обувь во время вечеринок на борту.

Big Fish получилась настолько успешной, что Маршалл разработал для Битти новый, больший по размеру, более смелый по дизайну эксплорер. 50-метровая алюминиевая суперъяхта Star Fish будет построена к 2013 году. Она рассчитана на длительные круизы в самых разнообразных условиях — от Антарктики, Галапагосов и бассейна Амазонки до Балтийского и Средиземного морей, Флориды и Рио-де-Жанейро.

Некоторые владельцы вместо верфей, специализирующихся на постройке яхт, выбирают для создания эксплореров своей мечты другие площадки. Так, например, один мексиканский бизнесмен построил 74-метровую Pegaso (экстерьер от H2, интерьер от Марка Берримана) на верфи Freire в Виго, которая до того занималась коммерческим флотом. Это, возможно, единственная на сегодняшний день частная экспедиционная и исследовательская яхта. Ее запас хода составляет 10 000 миль на скорости 14 узлов! На борту яхты имеются научно-исследовательская лаборатория, видеокомната, вертолетная площадка, сертифицированная для совершения коммерческих операций, пятиместная подводная лодка, способная погружаться на глубину до 160 м, два тендера, четыре водных мотоцикла и новейшее оборудование для дайвинга.

Американец Алекс Дрейфус, в свою очередь, построил яхту Silver Cloud с использованием технологии SWATH (Small Waterplane Area Twin Hull), использующуюся для производства нефтяных платформ. Причина проста — его жена страдала от качки на обычных яхтах. Применение же SWATH позволило создать идеально сбалансированное судно. Оно было спущено на воду верфью Abeking & Rasmussen в 2008 году, после чего два года пара путешествовала по свету.

В целом будущее концепции эксплореров выглядит оптимистично. В процессе строительства на флоридской верфи Newcastle Marine находится 55-метровая Chuggaboom, дизайном которой занимались Vripack и Эндрю Уинч. По словам директора по продажам Vripack Марникса Хукстры, эта яхта — мужественная, надежная и выносливая.

На верфи Palumbo ведется строительство 60-метровой Explorer 200, она готовится к спуску в 2014 году. Palmer Johnson работает над 82-метровым эксплорером, а Mariotti вместе с Fraser Yachts спроектировали 55-метровую Geo. Верфь Conrad Shipyard строит 35-метровый парусно-моторный семейный круизер 115 Conrad, в разработке дизайна приняли участие Vripack и Newcruise.

Эксплореры действительно расширяют привычные географические границы и делают реальностью самые, казалось бы, невероятные мечты о путешествиях. Помимо этого, они привлекательны для экипажа, ведь большая часть стюардов, матросов и капитанов по природе своей искатели приключений. Любой владелец знает, что счастливая команда — это хорошая команда. Несмотря на то что эксплореры заслужили репутацию слишком экстремальных с точки зрения дизайна яхт, на деле это далеко не всегда оказывается правдой. Возможно, стоит переименовать их в роскошные приключенческие яхты?

 

Топ 10 эксплореров
версия Vripack

1. Doggersbank Offshore KatHleen

Год постройки: 1985. Длина: 25,75 м

Эта яхта — первая из успешной серии Doggersbank Offshore. Ее капитанский мостик остеклен по периметру, оттуда открывается прекрасный обзор. Просторные открытые зоны одинаково хорошо подходят для самых разнообразных условий и путешествий по всей планете.

2. Turmoil (теперь Dione Sky)

Год постройки: 1996. Длина: 46 м

Многими признается первой исследовательской яхтой. В те годы невероятной была лишь мысль о том, что алюминиевой яхте по силам пройти через Северо-Западный проход. Тем не менее Дик Бун из Vripack создал такое судно, которое превзошло ожидания. Turmoil оборудована всем, что могло бы пригодиться в столь сложном путешествии. Это к тому же первый эксплорер, прошедший уже 550 000 морских миль!

3. SenSes

Год постройки: 1999. Длина: 59 м

Над проектом работали знаменитые дизайнеры Филипп Старк и студия Francis Design. Благодаря своему размеру Senses располагает впечатляющей коллекцией тендеров и водных «игрушек».

4. Le Grand Bleu

Год постройки: 2000. Длина: 112,8 м

Это, возможно, первый суперэксплорер. Он настолько огромный, что в гараже помещается не то что тендер, а полноценная моторная яхта. Конструкция также интересна наличием фронтальной капитанской рубки с отличным обзором и обширными открытыми палубами, которые характеризуют экспедиционную яхту.

5. Jasmin

Год постройки: 2003. Длина: 36,84 м

Jasmin спроектирована таким образом, что из внутренних помещений открывается отличный вид. Также линии экстерьера выполнены в характерном для данного типа яхт стиле. Тендеры, в свою очередь, хранятся на верхней палубе в специально отведенных местах.

6. T6

Год постройки: 2006. Длина: 49 м

Ее спроектировали Питер Билдснийдер и Энтони Бедфорд. Эта яхта стала одной из первых, в дизайне которых кормовая часть палубы стилизована под судно поддержки. Сейчас же это довольно распространенное явление.

7. Northern Star

Год постройки: 2009. Длина: 75,4 м

Яхта создавалась на основе дизайна и морской архитектуры ее «младшей сестры» от Vripack. Northern Star — прекрасный эксплорер. Эффективная и эстетичная планировка позволила сделать главную палубу очень широкой. На борту могут разместиться до 12 гостей.

8. Luna

Год постройки: 2010. Длина: 115 м

Luna по размеру превышает даже Le Grand Bleu. И у нее присутствуют все ключевые элементы экспедиционной яхты, в том числе впечатляющий набор «игрушек» и запоминающийся экстерьер.

9. E&E

Год постройки: 2011. Длина: 42,1 м

Это романтичный эксплорер. В современных условиях мода постоянно меняется, а дизайн E&E выполнен вне зависимости от времени, он всегда будет актуален. Яхта обладает очень интересной гостевой палубой, в каютах имеются, например, прямые выходы на палубу.

10. Palmer Johnson World

Год постройки: уточняется. Длина: 82 м

Один из самых интересных проектов наших дней. Современный «обтекаемый» эргономичный дизайн в сочетании с выдающимися характеристиками. Яхта поражает как объемами (валовый регистровый тоннаж приближается к 3000 т), так и автономностью хода свыше 10 000 морских миль.

 


 

Майкл и Франсис Ховорт
http://www.yachting.su/article/3819

Published: 5th Сен 2012